Герои и авторы
Библия — герои и авторы
Герои и авторы — интересная тема. И связи между ними бывают довольно причудливы. Помните у В.Белинского: «Крутой Базаров увлек Тургенева, и вместо того, чтобы посечь сына, Тургенев выпорол отцов»? Так что сложностей в этих отношения случается немало. Но одно для меня несомненно: не может литературный герой оказаться умнее своего автора! Ни при каких обстоятельствах.
И это кажется странным: автор-то для героя — именно что бог всемогущий. Как хочет, так его судьбой и распоряжается. Хочет — от смертельной, НЕИЗЛЕЧИМОЙ, болезни вылечит. Хочет — бензопилой на части порежет, хочет — покалечит как угодно, или, скажем, отправит на Венеру клопов давить. И назначить-то может героя кем угодно, хоть президентом каких-нибудь там Штатов или Генсеком какой-нибудь ООН. Так что же мешает автору назначить своего героя таким категорическим гением, которому в истории и равных-то не было?
А ничего не мешает. Мало того, на каждой странице книги своей автор может по сто раз повторить, каким гениальным является его герой. И читателю, ДО ПОРЫ, ДО ВРЕМЕНИ, придется верить автору на слово, раз уж взвалил на себя ЭТО ЧТИВО. Но тонкость здесь в том, что как бы ни расхваливал интеллект своего героя автор, рано или поздно герою придется САМОМУ открыть рот! Понятно, что изо рта этого потечет, опять же, то, что придумал автор. Но в том-то и фишка! Если автор дурак, прости господи, то и герой его понесет ахинею несусветную — ничего другого понести он не может. Неоткуда ему взяться — другому-то. Вот и померкнут в одночасье все авторские уверения в гениальности героя перед лицом их очевидного совместного скудоумия.
Но какое отношение имеет вся эта тема к атеизму? Еще не поняли? Да самое прямое! Библия (или Коран — не важно) — суть ЛИТЕРАТУРНОЕ произведение. Бог — главный герой этого произведения. Автор — коллективный (учитывая бездну лет, исторических коллизий и поздних наслоений-редакций), но это ничего не меняет. Все равно остается правило: «не может литературный герой оказаться умнее своего автора». Вот и прет изо рта главного героя поповское скудоумие от разных столетий, жадность, глупость, жестокость…
Все тут у меня было бы просто и понятно, если бы ни один нюанс. И нюанс этот называется ЧИТАТЕЛЬ. Оценивать интеллект героя-автора литературного произведения можно только интеллектом читателя. Другого инструмента не существует. А точность любого измерения, как известно, всегда находится в пределах погрешности инструмента измерения. Не получится на рыночных весах отмерить одну тысячную миллиграмма вещества для приготовления лекарства — нужны аптекарские весы. Или атомные.
Другими словами, если читатель еще глупее автора книги, которую он читает, то он вполне примет на веру авторское утверждение в гениальности героя, сколь бы очевидную глупость тот ни нес… Что и происходит на этой планете повсеместно, постоянно, и в массовых масштабах…
Добавить комментарий
Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.