Вера и ум
Долгое время для меня было загадкой: как могут верить в бога умные и образованные люди??? Ну, не укладывалось это у меня в голове. А факт оставался фактом: даже люди науки, сделавшие в своей области значительный вклад в науку, то есть, заведомо умные люди, нередко оказывались верующими. Это при том еще, что некоторые из них «пришли к богу» в зрелом возрасте!
Но я нашел ответ. Точнее — ответы, так как их оказалось два. Один — как раз для того случая, что некоторые «пришли к богу» в зрелом возрасте — это-то понять окзалось проще всего. Ответ — непреодолимый ужас перед неотвратимостью конца. Подробнее смотрите здесь: «Вера — нужна?».
А вот ответ для другого случая, когда человек веровал с детства, оказался для меня посложнее. Хотя, казалось бы, чего заморачиваться — привычка с детства, вот и все! Но мне это объяснение не подходило: я же говорю об УМНЫХ людях. Умный человек умеет отфильтровывать и преодолевать свои детские привычки. Так что или он не умный, и тогда мы не о нем говорим, или с самими этими привычками не все так просто.
Оказалось именно последнее. С привычками — не все просто.
А натолкнули на ответ меня опыты Конрада Лоренца, связанные с импринтингом.
(Кому тут знаний не хватает — имя и фамилию в Google-поиск. Или — термин «импринтинг», и будет вам счастье.)
Извините за «умное слово», дальше им пользоваться не станем, а скажем «первоначальное запечатление» — оно, вроде, понятнее.
Вот какой шаг мне нужно было сделать, оттолкнувшись от открытия Лоренца: понять, что есть такой период в ДЕТСТВЕ человека, когда всю информацию о мире он воспринимает некритически. Нет, это слабо сказано. Настолько некритически, что ВСЁ, усвоенное в этот период жизни, становится аксиомой для человека на всю его оставшуюся жизнь, и пересмотру уже не подлежит. Это и называем здесь «первоначальным запечатлением» — человеческий вариант могучего биологического механизма, открытого К.Лоренцем.
(Это полностью укладывается в мою собственную концепцию Дарвиновской теории естественного отбора, и когда-нибудь я ее изложу — просто здесь не место.)
И вот, если «парить» ребенку мозги его «божественным происхождением» в этом возрасте, то никакой уровень умственного развития не позволит ему впоследствии освободиться от «религиозных тараканов» в голове. Вот и всё объяснение.
Расхожим «церковным» приемом при ответе на неудобные вопросы, связанные, например, с ответственностью бога за всю мерзость, царящую в якобы созданном им мире, является тема «свободы выбора». Мол, бог создал человека и мир, дал человеку свободу выбора, а уж тот испохабил этот мир, делая неправильный выбор в пользу бесовского против божественного.
Чушь собачья. Ни бог, ни церковь никогда не дадут человеку свободы выбора. Смотрите первую заповедь! Смысл ее однозначен: «ты мне обязан по гроб жизни, я твой бог, и конкурентов не потерплю!» ЭТО и есть свобода выбора???
Я бы, возможно, первым поприветствовал религию, действительно дающую человеку свободу выбора. Но выглядеть эта свобода должна так: религия ЗАПРЕЩАЕТ любое упоминание о боге при общении с ребенком всем взрослым, в том числе — родителям. В любых контекстах. До совершеннолетия человека. А вот когда он вырастет, повзрослеет умом, созреет эмоционально и физически, и уже заведомо не будет связан биологическим механизмом первоначального запечатления, — вот тогда его и знакомьте со ВСЕМИ основными мировыми религиями, обобщенно — с язычеством, и, конечно, с материалистическим взглядом на мир, с теорией эволюции. И тогда — да, это будет свобода выбора.
Только НИКОГДА и НИКАКАЯ религия на это не пойдет. Просто потому, что такая позиция означает КОНЕЦ любой религии. Или по крайней мере — прозябание на поле, скажем так, не слишком развитых в умственном отношении или очень уж робких и пугливых человеческих особей. Поэтому религия всегда будет стремиться к внедрению своих «идей» в сознание маленького беззащитного существа именно тогда, когда оно наиболее беззащитно. Это — единственный способ сотнями лет задерживать человечество в умственных и нравственных пеленках и подгузниках, не давая даже сесть на унитаз.
Аминь.