Чем больше я читаю различных статей на религиозные темы, тем большее недоумение охватывает меня.
Для кого пишутся эти статьи? Статьи, основная цель которых по преимуществу всячески унизить реальный мир, противопоставить его духовному?
Мир так плох? А подать сюда автора! Какого, извините, лешего был затеян весь этот сыр-бор с сотворением мира, если последний такая халтура, что в нем нет места праведникам по факту их внутренней природы, а все изначально, с рождения, грешники?
Если всему самому классному в нем надо сказать – нет! Причем речь идет о нормальных человеческих чувствах.
Ах, да, духовность.
Читать далее
Три паломника молятся.
— Боже, кто я пред Тобой? Невесомая пылинка, недоступная глазу, гонимая ветром.
— Боже, как я мал перед Твоим величием! Мельчайший, ничтожнейший атом, затерянный в безднах пространства.
— Боже, до чего я крохотен перед Тобой! Маленький червяк…
Первый второму: — Нет, ну ты видел этого, с манией величия?
Читать далее
Как довольно нескромно было заявлено в посте: «О знании и вере«, я знаю, для чего бог создал людей.
Так вот, причина создания частично отражена в самом названии: мол, не боги горшки обжигают. Но хватит тянуть кое-кого за хвост, пора открыть истину: бог создал людей для того, чтобы они претворили, так сказать, в жизнь созданные им идеи.
Это и есть истина.
Во всей своей неприглядной очевидности.
Насчет идей поговорим пониже.
Конечно, верующим такая правда не по нраву.
Им лестно тешить себя следующим: «Бог создал наш мир, чтобы претворить в жизнь любовь. Он создал Вселенную, чтобы радоваться, любуясь, как человек и все сущее объединяются в божьей любви и образуют мир любви, от которого веет гармонией и теплом.»
Очевидно, именно для этой цели он создал ад, дьявола и чертей, а также изгнал из рая Адама и Еву. Вот только с Лилит промахнулся, поскольку та успела съесть что-то там с дерева бессмертия и до сих пор бессмертная и молодая, ищет своего мужа Адама.
Но вернемся в реальность.
Не будем заморачиваться онтологией и гносеологией.
Выйдем на примитивную суть дела. Из чего мы состоим? Так верно, из молекул.
Опять же не будем заморачиваться до мира элементарных частиц.
Откуда молекулы? Предполагать, что их создал бог, глупо. Ну, представьте картину: величественный бог, склонившись над электронным микроскопом, лепит молекулу за молекулой. Причем у него должно быть что-то вроде бизнес-плана. Сколько и каких молекул сделать. К какому сроку. Причем некоторые молекулы крайне нестабильны. Непонятна цель их создания. Халтура, что ли? Это у бога? Святотатство!
Каким качеством обладает по-настоящему умный и предприимчивый товарищ? Он заставляет работать на себя других. Ну, не можем же мы отказать в уме и предприимчивости богу? И бог решил: пусть по созданию молекул работают звезды.
Логично. Поэтому будем считать, что молекулы бог не создавал, и они появились иным способом. В недрах первых звезд.
Но первые звезды тоже должны были откуда-то взяться. Понятно, что в масштабах бога, что звезды, что молекулы — по сути одно и тоже. Опять придется представлять, что бог, склонившись над звездным телескопом, лепит звезду за звездой. И снова бизнес-план.
И опять надо знать, сколько и каких звезд создать. А тут еще суперсверхновые взрываются. Бороду опаляют. Квазары прожекторами вращения глаза слепят. Черные дыры, того и гляди, зту же многострадальную бороду затянут. Нет, не логично.
Эти звезды должны были образоваться сами. Главное, процесс, конвейер запустить.
И это, конечно, Большой взрыв. Жахнул раз и все. Оно пошло, само завертелось.
Звуковая волна от слова бога: «Поехали» прошлась по юной вселенной.
Материя сгустилась, разредилась, гравитация включилась, и конвейер создания звезд заработал.
Бог доволен несказанно. Стройматериал готов. Обозрел бог вселенную, а там иллюминация.
Красота! И загрустил бог, да что это я один такой лепотой любуюсь. Ангелов придумал. Стали вместе любоваться. Компания однако. А где компания, сами понимаете…
Стали всякие идеи у бога появляться насчет веселого времяпрепровождения. А тут серьезные идеи мешают, отвлекают.
И тут раз идейка: а не создать ли существо, которое все эти идеи в жизнь и претворит? Сказано — сделано.
Выбрал планеты с комфортными условиями, забросил пару аминокислот с некой программой жизни и опять отдыхать. Ему-то что? Процесс пошел, конвейер заработал. Что получится, то и хорошо, и будет этому моя божья воля. Да и вообще, на все, что получится и будет впредь, на то моя воля и есть.
А уж как оно там выйдет, так неисповедимы пути господни…
Как-то же все равно выйдет.
Так или иначе, время прошло, и появился человек. В смысле человечество. Это на нашей планете. А сколько таких планет в безднах вселенной бог засеял разными формами жизни!!! И наверное, на каждой планете разумные существа полагают, что созданы по образу и подобию…
А чем занимаются разумные существа? Претворением идей в жизнь. Вечно что-то мастерят, изобретают, создают. Сами. Есть, конечно, хитрецы, что живут чужим трудом. Но мы о них умолчим. Потому, как такая еретическая аналогия проглядывает, что только держись!
Потому, как не боги же горшки обжигают…
Прочитала я когда-то фантастический рассказ о человеке начала ХХ века, попавшем в прошлое.
Естественно, он чувствовал себя почти богом. Ведь он столько всего знает!
И вдруг выяснилось, что все его знания — фикция.
Он знает о пулемете. Но не знает, как его сделать.
Он знает об аэроплане, но не знает, как его построить.
И все в том же роде.
В итоге разгневанный правитель велел его повесить.
В чем соль рассказа?
В том, что знание о знании не есть реальное знание. Что часто путают, между прочим.
Мы, современные люди, о многом имеем представление. Но, как ни парадоксально звучит, по отдельности, мы знаем
меньше, чем наши предки. Связано это с тем, что накапливается коллективное знание человечества.
Но практическое знание отдельно взятого человека уменьшается. Разделение труда привело к тому, что знание индивида, по сути, становится фикцией, и только все вместе мы обладаем полным знанием.
Нечто похожее происходит и с верующими.
Но только на первый взгляд.
Итак, о неком понятии боге все имеют некое понятие. (Сказать иначе не могу, потому как в реальности имеется лишь смутное представление о неком сверхъестественном существе). Верующие знают о существовании понятия бога (им сказали об этом), и думают, что верят в него на основании этого знания о понятия бога. Причем в данном случае происходит подмена понятия и сущности.
Есть слово бог, есть некое обобщенное понятие, а сущности нет.
Бог в душе, бог как состояние и так далее.
Чужая душа, как известно, потемки. Вот и сидит бог в темноте.
Даже неловко как-то спрашивать, из чего состоит бог.
Потому, как ответ: из сверхъестества, рождает следующий.
А почему мы тогда из естества? И вообще, на кой мы (естественные) сдались богу (сверхъестественному)? Сакраментальный вопрос: мы-то ему зачем? Целую вечность сие существо где-то там нирванилось.
Ну, и нирванилось бы себе дальше. Захотелось почитания и славы? Устал от тишины и покоя?
О, я поняла: бог создал нас с единственной целью, чтобы мы ломали себе голову, зачем он нас создал!
А потом, когда мы наконец придумаем ответ, он его присвоит и выдаст за божий промысел. А что? логично и не хлопотно.
Да и вообще, как сказал намедни мой средний сын, перефразировав Вуди Аллена: хочешь насмешить мудреца? расскажи ему о планах бога!
Если исходить из противоположности понятий «знание – вера» и «ум – глупость» и родства понятий «ум и знание», то получается некая логическая связка. Знание — ум. Вера — глупость. Простите.
Но если накапливается знание — ум, то неизбежно накапливается и вера — глупость.
Неизбежные издержки производства. Копится вера — копится глупость.
Накопленная вера почему-то выдается за факт существования бога. Мол, не могут же миллионы верующих ошибаться. Истина определяется голосованием? Поэтому все рассуждения о боге неизбежно ведут к абсурду, как накопленной глупости.
Апофеоз — верую, ибо нелепо. С латинского: Credo quia absurdum (крэдо квиа абсурдум).
(Похожее по смыслу рассуждение есть у богослова Тертуллиана (II— III вв.), в его сочинении «О теле Христовом»).
Так что — копить нам, не перекопить. Кому — что, разумеется.
А я, кстати, все-таки догадалась, зачем бог нас создал.
Но об этом в следующий раз…
Всем воздастся по вере, но не по их…
Юрий Нестеренко
Всем воздастся по вере, но не по их —
По чужой, и петлею затянут стих, И над гробом рассыплется треск шутих К вящей славе господней. И, гуляя с философами в саду, Вы очнетесь от грезы уже в аду И увидите лозунг: «Слава труду!» На вратах преисподней. Ад не где-то — мы сами его творим, Не почувствовав вовремя, что горим. Прорастет на крови n+1ый Рим Узнаваемой масти, И повалит толпа воздвигать кресты, Да насаживать головы на шесты Там, где души чисты и мозги пусты По велению власти. Можно верить в безгрешность вождей и рас, В правоту никуда не ведущих трасс, И ответы отыскивать всякий раз В замусоленном томе, Можно славить эпоху, живя в дерьме, Можно видеть величие в кутерьме; Император на троне, а вор в тюрьме, А мыслитель в дурдоме. Каменеет на площади монумент, Неизменный, как вера, в любой момент, Ибо пуля — убийственный аргумент, Завершающий споры. Мы под всеми парами пройдем потоп! Как поведает в храме верховный поп, Вера движет горами; но много троп, Огибающих горы. По брусчатке парадом идут войска, Раздаются награды, и цель близка, Но болит голова, и грызет тоска От ударов в литавры — Слишком скучно и тягостно падать ниц, Слишком тошно от глупых довольных лиц, Слишком часто уносят ветра столиц Облетевшие лавры. |
И какие-то люди куют мечи,
И какие-то песни поют в ночи, И летят мотыльки на огонь свечи Одиноких поэтов. И пальба воплощает слова в дела, И декрет обещает отмену зла, Кровь красиво струится, и ночь светла От горящих портретов. Это новая вера ведет полки, Посмотри, как сияют ее штыки! Это — новый порядок. И взмах руки Осеняет народы. Так чего же ты смотришь, разинув рот? Ты же сам помогал созидать оплот, Ибо вера в свободу спасает от Ненавистной свободы. И когда запылает огонь в печах Ярче маршальских звезд на Его плечах, Ибо вера не греться дает в лучах, А сжигает в горниле — Не кривись, задыхаясь от тошноты: Это новое солнце т в о е й мечты! На престоле бандит, за решеткой — ты, А мыслитель в могиле. И когда распахнет твою дверь гонец, То не все ли равно, как встречать конец? Перед тем, как тебя низведет свинец В состояние трупа, Запоздало отречься, извлечь урок, Верность вере хранить, мнить, что ты — пророк, Ухмыляться, молить, обличать порок — Одинаково глупо. Ибо всякая вера ведет в тупик! Не спасает безверье от пуль и пик — В смертный миг ты испустишь такой же крик, Как фанатик и книжник, Но сумеешь без боли взглянуть назад И хотя бы тому уже будешь рад, Что средь многих камней на дороге в ад Не лежит твой булыжник. |
1995 г.
Свежие комменты